Министерство экономического развития Российской Федерации провело мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за 2016 год. По результатам данного мониторинга подготовлен доклад.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ДАННОГО МОНИТОРИНГА:
- Общий объем процедур, объявленных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, увеличился по сравнению с 2015 годом на 10% и достиг 25,7 трлн. рублей. На топ-5 крупнейших заказчиков приходится 28% всех закупок.
- Только 5% закупок осуществляется способами «конкурс» и «аукцион». Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, закупки с применением «иных способов» составляют более 59% от общего объема закупок в 2016 году. Объем закупок у единственного поставщика в 2016 году увеличился на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Количество «иных способов» закупок увеличилось в 2016 году на 983 способа. Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4 480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика.
- За весь период реализации Закона № 223-ФЗ на 174 электронных площадках было проведено свыше 1,5 млн. закупок в электронной форме. На 46 электронных площадках осуществляется 99% закупок в электронной форме. При этом на 75 электронных площадках проведено в совокупности около 10 тыс. закупок, на 9 электронных площадках была проведена только одна закупка, на 44 электронных площадках не было проведено ни одной закупки в электронной форме.
- Из 86 419 зарегистрированных в единой информационной системе организаций 8 530 организаций не проводили ни одной закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ. Данная информация свидетельствует о возможных признаках нарушения законодательства о закупках, которое выражается в регистрации в ЕИС лица, не являющегося заказчиком, но действующего под видом заказчика.
- В 2016 году заключено 189 договоров с субъектами МСП на сумму, превышающую предельный размер закупки у таких субъектов (400 млн. рублей). Выявлены случаи заключения заказчиками многомиллиардных договоров с единственным поставщиком – «субъектом МСП». Например, ПАО «Газпром» заключило договор с ООО «НИПИ НГ Петон» на сумму свыше 47,3 млрд. рублей, ПАО «НК «Роснефть» заключен договор с ООО «ПромГазСервис» на сумму свыше 16,9 млрд. рублей.
- Результаты опроса субъектов МСП, проведенного АНО «АСИ», об оценке эффективности мер, направленных на поддержку субъектов МСП, показали, что большая часть респондентов удовлетворены результатами государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Например, 94,4% респондентов удовлетворены сроками заключения договоров по результатам закупки (менее 20 рабочих дней). Сроками оплаты по договору (менее 30 календарных дней) удовлетворены 80,9% респондентов.
- Директивами Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 2793п-П13 предусмотрено введение крупнейшими заказчиками с государственным участием нормирования закупок. К настоящему времени около 40% заказчиков, которым направлены указанные директивы, разместили на своих официальных сайтах нормативы закупок.
Минэкономразвития России подготовлен проект поправок к проекту федерального закона № 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для принятия его Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении.
ПРОЕКТ ПОПРАВОК ПРЕДУСМАТРИВАЕТ В ТОМ ЧИСЛЕ:
- применение заказчиками ограниченного перечня способов закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) только для малого и среднего предпринимательства (до 400 млн. рублей). Такие закупки могут осуществляться только в электронной форме на электронных площадках, функционирующих в рамках контрактной системы;
- для случаев осуществления закупок, участниками которых могут быть любые лица, сохранение права заказчика включать в положение о закупке конкурентные способы (конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок), иные конкурентные способы закупок, а также неконкурентные способы закупок. В рамках таких закупок предусматривается сохранение права заказчика на отказ от заключения договора в соответствии с гражданским законодательством. Такие закупки могут осуществляться как в «бумажной», так и в электронной формах (на любых электронных площадках, с которыми заказчиком заключен договор).
Кроме того, Минэкономразвития России разрабатываются следующие нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:
- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которым предусмотрено установление исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также требований к указанным документам;
- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающий унификацию требований к банковским гарантиям, что позволит снизить издержки субъектов МСП на предоставление банковских гарантий.