Ваша корзина пуста

Вернуться в каталог     К списку заявок    

Закупки по 223-ФЗ: Итоги и выводы 2016 года

zakupki 1

 

Министерство экономического развития Российской Федерации провело мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за 2016 год. По результатам данного мониторинга подготовлен доклад.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ДАННОГО МОНИТОРИНГА:

  1. Общий объем процедур, объявленных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, увеличился по сравнению с 2015 годом на 10% и достиг 25,7 трлн. рублей. На топ-5 крупнейших заказчиков приходится 28% всех закупок.
  2. Только 5% закупок осуществляется способами «конкурс» и «аукцион». Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, закупки с применением «иных способов» составляют более 59% от общего объема закупок в 2016 году. Объем закупок у единственного поставщика в 2016 году увеличился на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Количество «иных способов» закупок увеличилось в 2016 году на 983 способа. Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4 480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика.
  3. За весь период реализации Закона № 223-ФЗ на 174 электронных площадках было проведено свыше 1,5 млн. закупок в электронной форме. На 46 электронных площадках осуществляется 99% закупок в электронной форме. При этом на 75 электронных площадках проведено в совокупности около 10 тыс. закупок, на 9 электронных площадках была проведена только одна закупка, на 44 электронных площадках не было проведено ни одной закупки в электронной форме.
  4. Из 86 419 зарегистрированных в единой информационной системе организаций 8 530 организаций не проводили ни одной закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ. Данная информация свидетельствует о возможных признаках нарушения законодательства о закупках, которое выражается в регистрации в ЕИС лица, не являющегося заказчиком, но действующего под видом заказчика.
  5. В 2016 году заключено 189 договоров с субъектами МСП на сумму, превышающую предельный размер закупки у таких субъектов (400 млн. рублей). Выявлены случаи заключения заказчиками многомиллиардных договоров с единственным поставщиком – «субъектом МСП». Например, ПАО «Газпром» заключило договор с ООО «НИПИ НГ Петон» на сумму свыше 47,3 млрд. рублей, ПАО «НК «Роснефть» заключен договор с ООО «ПромГазСервис» на сумму свыше 16,9 млрд. рублей.
  6. Результаты опроса субъектов МСП, проведенного АНО «АСИ», об оценке эффективности мер, направленных на поддержку субъектов МСП, показали, что большая часть респондентов удовлетворены результатами государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Например, 94,4% респондентов удовлетворены сроками заключения договоров по результатам закупки (менее 20 рабочих дней). Сроками оплаты по договору (менее 30 календарных дней) удовлетворены 80,9% респондентов.
  7. Директивами Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 2793п-П13 предусмотрено введение крупнейшими заказчиками с государственным участием нормирования закупок. К настоящему времени около 40% заказчиков, которым направлены указанные директивы, разместили на своих официальных сайтах нормативы закупок.

Минэкономразвития России подготовлен проект поправок к проекту федерального закона № 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для принятия его Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении.

ПРОЕКТ ПОПРАВОК ПРЕДУСМАТРИВАЕТ В ТОМ ЧИСЛЕ:

  • применение заказчиками ограниченного перечня способов закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) только для малого и среднего предпринимательства (до 400 млн. рублей). Такие закупки могут осуществляться только в электронной форме на электронных площадках, функционирующих в рамках контрактной системы;
  • для случаев осуществления закупок, участниками которых могут быть любые лица, сохранение права заказчика включать в положение о закупке конкурентные способы (конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок), иные конкурентные способы закупок, а также неконкурентные способы закупок. В рамках таких закупок предусматривается сохранение права заказчика на отказ от заключения договора в соответствии с гражданским законодательством. Такие закупки могут осуществляться как в «бумажной», так и в электронной формах (на любых электронных площадках, с которыми заказчиком заключен договор).

Кроме того, Минэкономразвития России разрабатываются следующие нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:

  • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которым предусмотрено установление исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также требований к указанным документам;
  • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающий унификацию требований к банковским гарантиям, что позволит снизить издержки субъектов МСП на предоставление банковских гарантий.