Метод пескоструйной обработки известен давно. Еще в 19-м веке была разработана и начала внедряться в промышленность технология, при помощи которой осуществляют очистку поверхностей от старых покрытий, загрязнений, и подготавливают их для дальнейшей обработки.
На протяжении длительного периода времени материалом для струйных работ служил кварцевый песок. По мере развития технологий для осуществления таких работ стали применять новые абразивные материалы, которые превосходят песок по своим эксплуатационным характеристикам и безопасны в использовании.
Компании – лидеры в АКЗ и из других отраслей, где проводится пескоструйная обработка отказались от работы кварцевым песком и используют в качестве абразивного материала – порошок на основе купершлака.
Однако мы периодически сталкиваемся с компаниями, которые используют кварцевый песок при пескоструе метала (с целью очистки от старой краски, ржавчины и придания шероховатости). Но достигают ли они результата, которого ждут?
На видео продемонстрирован процесс пескоструйной очистки песком:
http://www.youtube.com/watch?v=9la8FRxISe4
Попробуем разобраться, что же является результатом подобной очистки?
Металл имеет серый металлический цвет, в некоторых местах, где пескоструйщик немного передержал струю песковоздушной смеси, более светлый оттенок, шероховатость незначительная, на некоторых участках имеются рыжеватый оттенок.
На первый взгляд всё хорошо и результата добились, но что на самом деле?
На данном видео явно виден эффект «забеливания» - что это такое?
Так как в качестве абразива используется песок, то более светлые участки — это кварцевая пыль, которая полностью не удалится обдувом или механической очисткой, а останется на металле. Рыжеватый оттенок говорит о том, что ржавчина не удалена! При этом на участках, где отсутствовала ржавчина, видим цвет чистого металла, но немного светлее. Шероховатость незначительная.
! На самом деле очистки металла фактически не произошло, необходимая степень очистки – не достигнута! Более того, произошло окрашивание металла кварцевой пылью, значительно снижающей адгезию металла к последующему покрытию, т.е. по сути - еще большее загрязнение.
! Необходимая шероховатость не достигнута, более того, полученная шероховатость, это шероховатость не металла, а кварцевой пыли.
! Ну и последнее, с точки зрения соблюдения технологии окрашивания одним из требований является - активация поверхности. В данном случае активация минимальна, так как обнажения активных молекул металла не произошло, а если и произошло, то эти молекулы закрыты кварцевой пылью.
Проверкой качества подготовки поверхности является появление вторичной коррозии. В нормальных условиях она должна появиться в течение 2-8 часов в зависимости от окружающих условий (температура, влажность воздуха). В случае с забеливанием коррозия может не проявиться и по истечении 72 часов.
Конечно, будут компании, которые скажут, что их главной целью и желаемым результатом была экономия, а кварцевый песок зачастую дешевле, чем абразивный порошок. Это действительно чаще всего так, однако мало кто учитывает большую разницу в расходах кварцевого песка и абразивного порошка, а ведь согласно проведенным испытаниям расход абразивного порошка в 2—2,5 раза ниже, чем песка. Поэтому если на цене песка (с доставкой) вы «съэкономили» 30-40-50 или даже 100%, то в итоге – Вы все равно «в минусе».
Таким образом вы потеряли трижды:
- в качестве Вашей продукции (ваших работ);
- в производительности и трудозатратах;
- в чистых затратах на абразивный материал;
Так стоит ли тратить столь ценные ресурсы, время и деньги, если и результат не достигнут и потери существенные?
Ну и напоследок, напоминаем:
Несмотря на то, что данная технология и называется ПЕСКОСТРУЙНАЯ очистка, использовать сухой песок с содержанием кварца более 1% в качестве абразива категорически запрещено! О причинах запрета песка читайте в нашей статье.
Поэтому в «довесок» к вышеобозначенным пунктам добавьте еще реальную угрозу уголовного дела за нарушение законодательства. Учитывая все обозначенное, надеемся, что Ваш выбор в пользу абразивного порошка становиться все более безальтернативным.