Ваша корзина пуста

Вернуться в каталог     К списку заявок    

Налоговые претензии, которых можно было бы легко избежать

pic 737c6eaad3eb28bc7fe06fecd92e787e 1

 

В российских реалиях отношения предприятий и налоговых органов подобны игре в кошки-мышки. Налоговая инспекция стремится любыми способами уличить компанию в нарушениях. Часто победителями из подобной игры выходят чиновники, выдвигая налоговые претензии к бизнесу, но распространены и ситуации, когда победа достается предприятию. С какими претензиями налоговая обычно выступает в адрес бизнеса? Что следует предпринять, чтобы избежать негативных ситуаций, не оказавшись в опасной ловушке?

6 САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРЕТЕНЗИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ К БИЗНЕСУ

1. РАБОТА С ОДНОДНЕВКАМИ

Самые распространенные претензии к бизнесу со стороны налоговых органов. Рассмотрим наглядный пример из практики – какие претензии налоговых органов выдвигаются к бизнесу.

Налоговая решила доначислить компании НДС, налог на прибыль, штрафы и пени по договорам с компанией-поставщиком N, которую расценила как однодневку. Сама компания с подобным вердиктом не согласилась – и направила свои претензии налоговой на рассмотрение суда, который и принял позицию истца. Отметим основные аргументы для защиты интересов в данном случае:

  1. Предприятие получило уведомление о постановке фирмы N на учет в налоговом органе по ее местонахождению. Также было получено информационное письмо из Мосгорстрата, подтверждающее учет фирмы в составе хозяйствующих субъектов, и об учете устава компании N и решении учредителя о ее создании;
  2. Не были представлены доказательства, подтверждающие, что две компании являются взаимозависимыми лицами.
  3. Налоговикам не удалось подтвердить задолженность компании N перед бюджетом.

Поэтому можно сделать однозначный вывод – для своей безопасности в этом вопросе, чтобы не возникли претензии налоговых органов, нужно поручить юристам собрать документы, которые подтверждают должную осмотрительность компании.

2. НЕОБОСНОВАННЫЙ ВОЗВРАТ НДС

Другой распространенной причиной для споров между налоговыми органами и бизнесом становится отказ в возмещении НДС. Чиновники готовы прибегать к разным мерам, чтобы не возвращать налог из бюджета. Что же предпринять в подобной ситуации?

Вновь следует вспомнить о судебной практике. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2012 №А56-34469/2011 указывается: при появлении сомнений в правильности использования вычета НДС, требуется оценка всех совокупностей обстоятельств, которые имеют значение для правильного разрешения дела. В том числе – реальные отношения между продавцом и клиентом, факт оплаты товаров со стороны покупателя, наличие других документов (кроме счетов-фактур), которые подтверждают факт уплаты налога. Следовательно, даже при наличии ошибок в счетах-фактурах, нет оснований в отказе в вычете НДС – если они не мешают идентифицировать покупателя, продавца, наименования товаров, их цену, размер налога, предъявленный покупателю.

3. ЗАРПЛАТЫ В КОНВЕРТАХ

В реализации схем серых зарплат в определенной мере участвуют сотрудники, которые и становятся слабым звеном в данном процессе. Именно показания сотрудников, особенно бывших, становятся поводом для налоговых контролеров и доказательством в суде. Другой способ, распространенный среди налоговых инспекторов Москвы, заключается в применении данных о зарплатах, публикуемых компанией в СМИ – при размещении вакансий и разных объявлений.

Для профилактики проблемы следует предпринять комплекс соответствующих мер. Прежде всего, нужно проинспектировать работников, чтобы они не делились с инспекторами лишней информацией. Если кто-то проговорился, юристы компании должны провести основательный анализ появившихся у контролеров доказательств, найти нарушения с их стороны в процессе сбора этой информации.

4. НЕСООТВЕТСТВИЕ ЦЕН РЫНОЧНЫМ

В рамках камеральной либо выездной проверки недопустимо проверять соответствие цен рыночным (ст. 105.15 НК РФ). Следовательно, в стремлении выявить нарушения предприятий, налоговики прибегают к таким мерам:

  1. Изучение уведомлений по контролируемым сделкам (компания должна подавать данные уведомления самостоятельно).
  2. Попытки выявить во время налоговой проверки факты, подтверждающие совершение компанией контролируемых сделок, но не сообщив о них. 

Следует отметить, что направлять уведомление в налоговый орган нужно в ситуации, когда сумма доходов от всех контролируемых сделок компании за календарный год с одним лицом (либо с несколькими в рамках многосторонних сделок) составляет свыше 100 миллионов рублей.

Один из вариантов предотвратить эту угрозу: заключать договор в текущем году на сумму менее 5 миллионов рублей, а на оставшуюся сумму оформить контракт уже в следующем году.

5. НЕПОДТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ НА МАРКЕТИНГ

Типичной претензией налоговых контролеров становится отсутствие отчета о результатах предоставленных маркетинговых услуг. При отсутствии данного документа признаются расходы на маркетинг необоснованными, а компания вынуждена столкнуться с доначислением налога на прибыль.

Рекомендуем Вам, чтобы избежать неприятных споров с представителями налоговой, отчеты исполнителя всё же лучше составлять, указывая задачи и цели заказчика, также соответствующие результаты проведенных маркетинговых исследований.

6. НАЧАЛО УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

Между налоговыми службами и бизнесом долго продолжаются споры – с какого периода покупателю недвижимости необходимо уплачивать налог на имущество. Одна сторона утверждает – со дня регистрации прав на объект недвижимости, другая – со дня подписания акта приема-передачи.

И вновь – суды по-разному трактуют данный вопрос. Минфин озвучил следующую официальную позицию – покупателю необходимо принять объект недвижимости к учету в момент фактического получения, вне зависимости от того, было ли зарегистрировано право собственности.

Аналогично и продавцу необходимо списать с бухгалтерского учета недвижимость. Именно тогда объект из активов фактически исключается – не имеет значения, проводилась ли перерегистрация прав на него. (письмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20). Аналогичной позиции придерживается также ВАС РФ в определении от 17.01.2011 №ВАС-16400/10. ВАС указывает – объект переходит во владение, распоряжение и пользование нового собственника в момент составления акта приема-передачи.

Но в постановлении от 29.03.2011 №16400/10 ВАС РФ придерживается обратного вывода – чтобы перевести приобретенную покупателем недвижимость в состав основных средств, требуется зарегистрированное право собственности. Поэтому плательщиком налога на имущества выступает лицо, указанное как обладающее правом на недвижимость по данным ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Также в постановлении ВАС подчеркивается общеобязательность подобного толкования норм. Выгоднее для компаний именно подобное толкование – ведь права собственности регистрируются после оформления акта приема-передачи. Следовательно, оплачивается налог на имущество в меньшем размере.

Источник: Электронный журнал «Генеральный директор»