Ваша корзина пуста

Вернуться в каталог     К списку заявок    

Как подготовить ребенка к управлению бизнесом. Растим наследника

naslednikПо данным из открытых источников, во втором поколении преемниками бизнеса становится всего треть наследников, в третьем и того меньше – лишь 13%. Желание передать собственным детям созданную «кровью и потом» компанию естественно, а подготовка продолжателей дела – проблема давняя. Как же сделать так, чтобы ваш ребенок стал настоящим преемником, успешным бизнесменом?

Множество историй успеха отрицают возможность делать выводы о будущем ребенка, опираясь на анализ его характера и увлечений. С одной стороны, есть определенные качества, свойственные будущим предпринимателям: такие люди – всегда «деятели» и даже иногда бунтари. Они не конформисты, не боятся выходить за рамки безопасности, заданные правилами и привычной обстановкой, хождение по протоптанным дорожкам не для них. Уже в детстве готовы рисковать и брать на себя ответственность. Часто такие дети – головная боль для учителей и родителей, но, как говорится, наши достоинства – это продолжение наших недостатков. И наоборот, никто не утверждает, что все предприниматели были гиперактивными детьми. Например, Джон Рокфеллер в детстве был тихим и рассеянным мальчиком, а Ричард Брэнсон — активным, шумным и непоседливым. Пол Орфала с трудом мог высидеть целый урок, и даже будучи взрослым, удирал с совещаний.

Здесь главное не характер, а искренняя заинтересованность ребенка в продолжении основанного вами дела. Нужно понимать, что невозможно достичь интереса давлением на личность: итогом будет лишь отторжение. Максимального результата добьются родители, которые проводят много времени с ребенком, доверяют ему, общаются с ним как с равным.

Однако далеко не все мы способны на это. Кроме прочего, некоторые из нас подсознательно конкурируют с детьми, не позволяя им проявить себя самостоятельной личностью, или излишне критикуют любые действия (конечно же, из лучших побуждений). Поэтому работу над будущим ребенка лучше всего начать с работы над собой, с борьбы с собственными комплексами и предубеждениями. Давайте рассмотрим, что же действительно может стимулировать интерес маленького человека к делу вашей жизни.

МОЖЕТ ЛИ ПОМОЧЬ ПРОФТЕСТИРОВАНИЕ

Казалось бы, тестирование – довольно быстрый и эффективный способ понять и оценить способности вашего чада. Но здесь тесты мало чем помогут. Во-первых, их рекомендуют проходить в старших классах; во-вторых, они покажут лишь склонность ребенка к деятельности в той или иной области – в спорте, искусстве, науке, сервисе. Бизнесом же можно заниматься абсолютно в любой области. Даже если человек не обладает талантом руководителя, он может стать способным финансовым управленцем или организатором, гениальным инноватором. В конце концов, бизнес делает не одиночка, а команда, члены которой обладают разными способностями и дополняют друг друга. К примеру, в команде Apple залогом успеха стала синергия трех замечательных личностей: Стива Джобса, обладавшего коммерческой интуицией и умевшего привлекать к работе «правильных» людей, Стива Возняка – талантливого изобретателя, и Джона Скалли, владевшего даром превращать промышленный дизайн в искусство и деньги.

То, как Генри Форд, американский автомобильный магнат, обращался со своим сыном Эдселом, не поддавалось объяснениям. Он взял сына на работу —  и стал отменять его распоряжения, увольнять его работников. Генри Форду казалось, что постоянным давлением он закалит волю сына, но тот в конце концов вообще перестал принимать решения. Когда у Эдсела нашли рак, Генри не верил, что сын при смерти, и передал ему письмо со словами «Восстанови здоровье, сотрудничая с Генри Фордом!». Он шел за гробом Эдсела и растерянно твердил: «Ничего не поделаешь, нужно больше работать…» (По книге Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения»).

ОПРЕДЕЛЯЕМ ВОЗРАСТ НАЧАЛА ПОДГОТОВКИ

Все зависит от того, что подразумевать под подготовкой. Конечно, не стоит с рождения вдалбливать в маленькую голову экономические термины и учить грамотному ведению переговоров. Но уже с трех лет, когда малыш начинает четко идентифицировать себя как личность, можно начинать воспитывать главное – уверенность в себе и чувство ответственности. Хвалите ребенка почаще, объясняя, за что именно хвалите. Не ругайте, не критикуйте, а аргументированно и мягко объясняйте, что не так. Давайте понять, что верите в него и в его способность все исправить, сделать лучше. Ребенок, которого много ругают и критикуют, вырастет неуверенным в себе, закомплексованным, с кучей страхов и вряд ли решится сам заниматься бизнесом.

К трем годам ребенок постигает понятия «свое» и «чужое». Не ругайте его за то, что он не дает свои игрушки другим детям, – это нормально, он защищает свое имущество. Пусть у него будут и «собственные» обязанности: помыть за собой тарелку, разложить аккуратно вещи. Помогайте, но не делайте за него – даже если невыносимо долго приходится ждать или вытирать за «помощником» огромные лужи. И обязательно хвалите за сделанное.

Когда ребенок подрастет и пойдет в школу, для него самостоятельность станет еще важнее. Разрешение самому дойти до школы, купить хлеб в ближайшем магазине, выбрать, что сегодня надеть, он будет расценивать как доверие.

Гуру недвижимости, президент крупнейшей строительной компании США Дональд Трамп был сыном миллионера-застройщика. Он признавался, что родился в нужной семье: отец всячески поддерживал его желание заниматься бизнесом. С молодости Дональд присматривался к успешным людям, внедряя их методы в свою жизнь. Он сумел не только сохранить, но и приумножить семейное достояние, став миллиардером. Трамп дважды прошел через банкротство, но вновь и вновь поднимался на финансовый олимп

По материалам книги Дональда Трампа «Искусство заключать сделки», представленной в Библиотеке «Главная мысль»

ВОСПИТЫВАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

Привычка требовать от себя большего и регулярно поднимать планку выше прививается с ранних лет, дети бессознательно перенимают такое отношение к жизни. В семье усваиваются и привычки, которые вы можете подтверждать собственным примером: постоянно учиться и самосовершенствоваться, трудиться и расти профессионально, заниматься спортом и правильно питаться или элементарно доводить начатые дела до конца. Со временем ребенок понимает: это хорошо. Вырабатывается условный рефлекс: много и успешно работаю – получаю больше удовольствия от жизни.

Бернар Магре – владелец виноградников по всему миру, известный винодел и один из богатейших людей Франции, как-то на вопрос журналиста «Что вас заставляет постоянно действовать?» ответил: «Когда начинаешь с нуля или имеешь крайне мало средств, всегда есть страх потерять все, чего добился. Поэтому для меня путь к успеху никогда не заканчивается».

У успешного человека может быть две мотивации: мотивация «От» и мотивация «К», страх нищеты и желание жить по высоким стандартам, быть победителем. Они направляют личность, делая успешнее день ото дня. Образ самого себя – успешного, умного, развивающего  таланты, счастливого, состоятельного – пленяет красотой и величием, стимулирует к постоянному поиску все новых возможностей развития.

Условия для того, чтобы привить ребенку полезные привычки, вы можете создать сами. Как правило, родительская любовь в обеспеченных семьях проявляется в удовлетворении всех потребностей, тем более если воспоминания о собственном детстве связаны с вечной нехваткой денег. Такое поведение родителей вполне понятно, но появится ли у ребенка мотивация работать и добиваться успеха в тепличных условиях?

У всех на слуху история Владимира Потанина, который отказал в наследстве детям, тогда еще выпускникам школы, именно для того, чтобы они не рассчитывали на его деньги, а зарабатывали сами и стали успешными. Он не был первооткрывателем, таких же принципов придерживались и придерживаются богатейшие люди планеты. Билл Гейтс, Уоррен Баффетт, Бернард Маркус и многие другие, значительно сократив наследство детей, преследовали те же цели – развить самостоятельность и умение достигать целей.

Это не призыв к жестким действиям. Однако, например, разумное ограничение ребенка в деньгах, тем более если это уже подросток, вполне оправданно. Выдавайте определенную сумму, не больше необходимой, и это уже научит рационально распределять средства на конкретный период, даст возможность самостоятельно контролировать расходы, почувствовать реальную ценность денег. И что самое главное – даст необходимую мотивацию действовать, что-то придумывать, планировать будущее.

ТОЧКИ ИНТЕРЕСА: ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ ПОДГОТОВКИ

Первые точки интереса возникают на стадии непосредственного знакомства с делом. Ребенка можно взять с собой на работу: показать ему кабинет, кресло руководителя. Позволить поиграть в начальника, попросить помочь принять решение, обсудить работу подчиненного. Приведите его в рабочее время: наследник увидит, как подчиненные вас уважают, и у него появится пьянящее чувство власти и желание ею обладать.

В дошкольном и младшем школьном возрасте еще не так важно понимание, что управление бизнесом – это очень трудно. Важно помочь ребенку осознать, что успешный бизнес способствует позитивным переменам: дает новые рабочие места, высокие зарплаты. Продемонстрируйте результат труда вашей компании – неважно, будут это материальные предметы, товары или фотографии оказания услуг. Покажите благодарности, грамоты, награды. Вызовите в ребенке чувство гордости за себя и своих родителей.

Если вы когда-то начинали с нуля, будет нелишним рассказать об этом. Ведь иногда именно тяжелые условия существования, безысходная ситуация подталкивают к созданию собственного дела. Бывает, что дети успешных бизнесменов, выросшие под крылом сильного отца или матери и ни в чем никогда не нуждавшиеся, не понимают ценности труда и не способны самостоятельно выживать. Приведите любимое балованное чадо на платформу вокзала, с которого вы сделали первый шаг в городскую суету, покажите дом, в котором жили в детстве, посмотрите вместе старые фотографии. Пусть ребенок поймет, сколько вы сделали для того, чтобы добиться нынешнего благосостояния. Это не только вызовет у него уважение, но и поможет больше ценить то, что он имеет сегодня. Скажите, например: «Мы можем путешествовать, где захотим, покупать дорогие игрушки, ездить на красивой, комфортабельной и безопасной машине. Но так было не всегда. И возможно, будет не всегда. Для этого я занимаюсь бизнесом, много работаю, и, если ты хочешь, чтобы твои желания исполнялись и в будущем, тебе тоже нужно будет заниматься бизнесом и много работать. Тебе будет намного легче продолжить то, что уже начал я, чем начинать все с нуля. Но это твое право – выбирать, как жить и чем заниматься, и этот выбор я оставляю за тобой». Ребенку обязательно нужно предоставить свободу выбора, если он примет решение самостоятельно и сознательно – это будет сильной внутренней мотивацией для дальнейшей работы.

ПОДБИРАЕМ И ОРГАНИЗУЕМ ОБУЧЕНИЕ

Американская компания Franchild обучает детей искусству ведения бизнеса. Ребенок (вместе с родителем, конечно) может открыть свое маленькое дело «по франшизе» и выбрать продукцию, которой будет торговать. К сожалению, в России только начинают говорить о подобных компаниях или просто курсах. Некоторые школы вводят в программу такой предмет, как экономика, чуть ли не с первого класса, но далеко не все.

Многие родители решают проблему, играя с детьми в «Монополию» и ее упрощенные аналоги. Однако родители часто теряются, не умея детским языком объяснить сложные понятия из сферы бизнеса, отговариваются общими фразами. А комментировать каждый шаг очень важно: что это за слово, для чего нужно это делать? Иначе ребенок не постигнет коммерческой сути «Монополии» и будет просто наслаждаться самим процессом совместной игры. Самое важное здесь – рассказать о бизнес-процессах так, чтобы ребенку это было понятно. Например, вы можете сделать это на примере своего дела, объяснив, почему вы уделяете работе столько времени.

Источник: Журнал "Генеральный директор"