Ваша корзина пуста

Вернуться в каталог     К списку заявок    

7 правил поведения на допросе у следователя, чтобы не создать проблем себе и коллегам

doprosНи один бизнес не застрахован от уголовного преследования. И ни одно уголовное дело не обходится без допросов. Оказаться перед следователем может любой - в качестве потерпевшего, свидетеля или же обвиняемого. В такой актуализации стресса актуализируются иррациональные защитные механизмы, и даже опытный руководитель может совершить глупые поступки: наговорить лишнего и подписать документ не глядя.

Мы расскажем вам семь правил, как правильно вести себя в этой экстремальной ситуации. От этого во многом будет зависеть исход дела.

  1. Разобраться, кто какую роль играет и «откуда ветер дует». Необходимо осознать, что задача следователя – получить максимум информации. Ради этого он и прибегает к профессиональным приемам. Задача допрашиваемого - не дать информацию, которая сработает против него и его коллег.
    Важно постараться понять «откуда ветер дует». Что это и откуда «прилетело»? Случайность? Чья-то жалоба? Излишняя инициатива правоохранителей? Чей-то заказ? И какова при этом роль следователя? Он формально выполняет свою работу или он мотивирован? Он компетентен в хозяйственных отношениях, он в теме или его знания поверхностны.
  2. Контролировать эмоции. Надо постоянно анализировать ход беседы внимательно следить за произнесенными словами. Если допрашиваемый понял что ошибся, он может вернуться к вопросу, сказав следователю, что тот неверно его понял. НЕ стоит занимать крайние позиции – со всем соглашаться или все оспаривать.
    Помните, чем неуравновешенней вы ведете себя на допросе, тем больше вы провоцируйте следователя на разного рода профессиональные «штучки». Поэтому, спокойствие и еще раз спокойствие, ведь вы ничего не совершали незаконного.
    Важно также сохранять уважительное отношение к следователю, понимая, что он выполняет служебные обязанности. Тогда слова «не помню», «не знаю» он не воспримет как издевку.
  3. Говорить мало и только правду. Правило, которого стоит придерживаться: чем меньше, тем лучше. На закрытые вопросы отвечать следует односложно, без предысторий и комментариев. Информацию, которая способна скомпрометировать сотрудников и руководство компании, лучше опускать. Прежде чем что-то сказать, допрашиваемому стоит подумать, готов ли он потом подписаться под словами и повторить их. Так же не нужно интерпретировать чужие слова и поступки. Если следователь настаивает, лучше сказать: «Я не знаю» или промолчать. Ради этого можно стать «двоечником», который ничего не знает или что-то забыл («ведь столько времени уже прошло»). Не стоит бояться выглядеть смешно.
  4. Быть готовым к провокациям. Следователь может прибегнуть ко всякого рода «профессиональным приемам» (смотри правило первое). Причем эти приемы могут выходить за рамки ваших моральных представлений, вам могут пояснить, что ваш коллега уже все про вас рассказал, что вы «главный злодей» во всей этой истории и «посоветовать» рассказать о нем или о том «как все было, ведь вы не виноваты». Вас могут пугать, «играть» на ваших «болевых точках» (дети, болезнь, семья). Много, что могут… Важно быть готовым к этому и сохранять спокойствие.
  5. Не усложнять. Как правило, лучше не произносить сложные, запутанные фразы и общие выражения типа «система сбалансированных показателей», «информационные потоки», «отношения с контрагентами». Услышав такие ответы, следователь задаст уточняющие вопросы. Отвечать нужно формально, но конкретно: «Как оформляли эти договора?» - «Стандартно». А некоторые слова, которые могут иметь неоднозначное значение, а то и сигналом-раздражителем для следователя, лучше вообще не произносить, такие как, «финансовая схема», «оптимизация» и т.д.
  6. Не торопиться. Кажется, чем быстрее ответишь на вопросы следователя, тем скорее они закончатся. Увы, на допросе действует обратная закономерность: чем эмоциональнее и торопливее человек отвечает, тем дольше длиться беседа. Выслушав вопрос, стоит взять паузу и обдумать ответ. А произнеся ответ, его можно еще немного поправить, повторив его еще раз, когда следователь начнет заносить его в протокол, печатая на клавиатуре.
  7. Доводить дело до конца. Даже если у следователя закончились вопросы, не стоит облегченно вздыхать. Предстоит внимательно прочитать протокол. Если необходимо внести коррективы, можно сказать: «Когда Вы задавали какой – то вопрос, я, видимо, неправильно его понял». Только после внесения уточнений следует подписывать протокол.